г. Москва, м. Красносельская
WhatsApp: +7 (925) 507-88-27. Тел.: +7 (903) 003-79-85

Икэбана

Икэбана — искусство расстановки [аранжировки] срезанных цветов в вазах. Икэбана является неотъемлемой частью духовной жизни японского народа, одной из его наиболее красивых национальных традиций. Этот вид изобразительного искусства изучается, ценится и почитается в стране наравне с живописью, поэзией, музыкой, каллиграфией и пр.
Аранжировщик цветов создает свое произведение из живых растений, подобно тому, как живописец творит картину, пользуясь палитрой красок. Но аранжировки из цветов объемны, многоплановы, они сродни произведениям скульптора и архитектора.
В икэбане художник может выразить свое мироощущение, настроение, воплотить определенную идею.
В основе необыкновенно любовного и бережного отношения японцев к природе и преклонения перед ней лежит учение религиозной системы [синтоизм], господствовавшей в Японии до введения буддизма в качестве официальной религии. Согласно синтоизму, каждый природный предмет, тело, явление содержит в себе божественный дух и потому требует к себе уважительного отношения, как к живому существу.
Японцы любят отождествлять себя с природой, стремясь жить с ней без каких-либо барьеров и поддерживая сбалансированное сосуществование. Икэбана не только и не столько средство украшения интерьеров, сколько символ, фрагмент одухотворенной природы, привнесенный в жилище. Икэбана тесно связана с живой природой, в ней отразился один из основных буддийских постулатов об эфемерности и недолговечности высоко ценимой красоты мира, краткости и бренности человеческой жизни.
В мире нет ничего определенного и постоянного. Икэбана стала одной из наиболее подходящих художественных форм, отражающих эти естественные процессы. В цветах, которые изменяются и в конце концов опадают, видится постоянство только самой природы. 
Произведение икэбаны не может считаться удачным, если в нем не выражается течение времени, сезон или продолжающееся развитие используемых растений. 
Изначально икэбана базировалась на философских и эстетических постулатах синтоизма, а затем и буддизма. Ее истоки связывают с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам. В буддийских храмах развился ритуал постановки цветов к статуям Будды. При этом совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета, который создавался по определенным, строго канонизированным правилам, воплощали торжество и величие буддизма...

 

Н. П. Николаенко,
Президент Московского Клуба “Икэбана”
Из статьи

 

Нина Павловна НиколаенкоАвтор статьи — Нина Павловна Николаенко (1909-2004), основоположник и старейший мастер искусства икэбана в нашей стране, бессменный руководитель Московского Клуба “Икэбана”. Статья написана в августе 2000 г. специально для бюллетеня Окно в Японию -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
2000.08.12
http://ru-jp.org

 

Купить книгу Нины Павловны Николаенко "Икебана".